На главную / ЖКХ / Как правильно подать жалобу на управляющую компанию — порядок подачи жалобы в надзорные органы

Как правильно подать жалобу на управляющую компанию — порядок подачи жалобы в надзорные органы

Большинство городских жителей проживают в многоквартирных домах, обслуживаемых различного рода управляющими компаниями (УК), выбранными как самими жильцами, так и назначенными органами местной власти по итогам проведенных конкурсов.

Зачастую к этим УК жильцы имеют претензии — как правило, по качеству и объему выполняемых по договору работ по обслуживанию жилого фонда. Куда и как правильно можно пожаловаться на действия/бездействие УК, чтобы это дало результат?

Основания для жалобы

Прежде всего необходимо понять, что именно может послужить достаточно серьезным основанием для письменной жалобы на предприятие:

  • предоставление некачественных услуг с нарушением сроков — перебои с отоплением, редкий вывоз мусора, отсутствие уборки лестничных клеток в подъезде;
  • когда жилец считает, что тарифы на обслуживание завышены;
  • в результате действия или напротив, бездействия УК жильцу был нанесен ущерб;
  • есть подозрение, что УК разделяет платежи должников по услугам между другими плательщиками, тем самым нарушая условия договора в части оплаты услуг компании.

Кому можно жаловаться

Первой инстанцией, в которую должен пожаловаться жилец на действия УК, является сама управляющая компания. Этого требует отечественное законодательство, предписывающее в любой спорной ситуации сперва пытаться решить вопросы мирно.

После подачи жалобы-претензии в УК возможны два варианта событий — жалоба будет признана обоснованной и удовлетворена в полном объеме либо же никаких действий по ней предпринято не будет.

В случае второго варианта жилец может подавать жалобу дальше по инстанциям:

  • первой инстанцией после УК, куда можно пожаловаться, является жилищная инспекция, в чью компетенцию как раз и входит проверка коммунального жилого фонда в случае поступления жалоб от жильцов. Инспекция проведет проверку, и в случае, если указанные в жалобе факты подтвердятся, УК будет подвергнута штрафу;
  • если решение жилищной инспекции Вас не удовлетворило, можно обратиться в Роспотребнадзор, который может проверить, не нарушены ли права жильца как потребителя услуг согласно заключенному с УК договору. В случае выявления нарушений будут применены санкции согласно Закону «О защите прав потребителей»;

  • последними инстанциями для жалобы на УК могут стать прокуратура и суд.

Что должно быть в жалобе на управляющую компанию

Составляется жалоба в УК, жилищную инспекцию и Роспотребнадзор приблизительно одинаково.

Жалоба должна включать в себя следующие пункты:

  • «шапка» с наименованием организации, в которую пишется жалоба, ФИО, адрес регистрации и контактный телефон заявителя;
  • наименование обращения — «претензия», «жалоба» и тому подобное;
  • изложение сути жалобы — какие нарушения, по мнению заявителя, допущены УК, какой из пунктов заключенного с управляющей компанией договора они нарушают;
  • требования: например, устранить допущенные нарушения или принять меры к УК за допущенные нарушения;
  • дата написания и подпись заявителя.

Составлять жалобу необходимо в 2-х экземплярах, на одном из них делается отметка о принятии документа органом, которому направляется жалоба. Подавать жалобу необходимо лично или заказным письмом с уведомлением.

Скачать образец жалобы-претензии можно здесь.

Несколько иную форму жалоба-обращение имеет в случае доведения ситуации до обращения в прокуратуру.

В такой ситуации пишется заявление на имя прокурора города/района.

Заявление в прокуратуру должно содержать следующую информацию:

  • «шапка» с той же информацией, что и с случае с управляющей компанией, кроме того, что пишется на имя прокурора города/района;
  • изложение сути проблемы с перечнем предпринятых заявителем ранее действий — обращения в УК, Жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, и результаты таких обращений;
  • требования заявителя — устранить нарушения, наказать должностные лица, не выполнившие свои обязанности, и так далее.

В случае, если в результате действия/бездействия УК жильцу был нанесен материальный ущерб, скажем, не обрезанная вовремя ветка дерева упала на авто и повредило его, жилец может обратиться с исковым заявлением в суд на возмещение материального ущерба.

Образец искового заявления можно скачать тут.

4 комментария

  1. Валентина Сергеевна

    Добрый день. Наша управляющая компания уже на протяжении последнего года практически не выполняет взятые на себя обязательства. Мусорные контейнеры практически всегда переполнены. Вывоз мусора осуществляется очень редко. Кроме этого, во дворе никто не расчищает снег. Во дворе постоянно скользко. Регулярно пишу жалобы в управляющую компанию по этому поводу. Они дают отписку, что все устранят. После этого убирают снег, и вывозят мусор. Но с этого момента все начинается по новому кругу. Сил больше нет бороться с ними. Большинство жильцов меня поддерживают. Подскажите, можем ли мы расторгнуть договор с этой УК и сменить ее на другую? Что для этого нужно сделать?

    • Эксперт

      Добрый день, уважаемая Валентина Сергеевна. Прежде чем менять управляющую компанию, попробуйте подать жалобу в жилищную инспекцию. Подробно распишите, с какой периодичностью вывозится мусор, и убирается двор от снега. Самым лучшим вариантом будет, если жалоба будет иметь коллективный характер. Подключите соседей, пусть они тоже поставят свою подпись под данной жалобой. Если же Вы решитесь менять управляющую компанию, то необходимо будет провести общее собрание жильцов и поставить данный вопрос на голосование. Если больше 50% жильцов поддержат Вас, то это необходимо будет зафиксировать в протоколе. Копию протокола необходим будет передать в управляющую компанию на протяжении 10 дней. Более подробно о том, как можно сменить управляющую компанию, Вы можете прочитать в нашей статье по ссылке http://nedvigist.ru/jkh/smenit-upravlyayushhuyu-kompaniyu.html

  2. Любовь Андреевна

    Подскажите, пожалуйста, что делать жильцам, если управляющая компания просто начала игнорировать все наши жалобы? Изначально, после первой же жалобы, на следующий день устранялись все недоделки. Позже все исправлялось на протяжении недели. Теперь управляющая компанию вообще игнорирует все наши жалобы. Куда нам жаловаться, будет ли от дальнейших жалоб хоть какой-то эффект?

    • Эксперт

      Добрый день, уважаемая Любовь Андреевна. Если управляющая компания игнорирует Ваши жалобы, это означает, что Вы можете жаловаться на них в жилищную инспекцию. Эффект от таких жалоб будет. Жилищная инспекция обяжет управляющую компанию выполнить все невыполненные обязательства. Если жилищная инспекция не отреагирует на Вашу жалобу, либо Вам не понравится их решение, то можете подавать жалобы в вышестоящие органы. Вся схема описана в статье выше.