Для приватизации комнаты в общежитии характерны свои особенности, преимущественно вытекающие из специфики правового статуса рассматриваемого объекта недвижимости.
Напомним, до недавнего времени эти действия произвести было невозможно, тогда как с введением нового Жилищного кодекса РФ у жильцов, проживающих в общежитии на основании договора социального найма, все-таки появилась возможность заявить свои права на комнату.
После вступления в права собственности на жилье граждане могут не только эффективно инвестировать, но и свободно пользоваться, распоряжаться своей недвижимостью, удовлетворяя свои жилищные потребности и выступая с ней на рынке.
Какие могут возникнуть сложности
Несмотря на то, что порядок приватизации таких жилых помещений достаточно четко регламентирован действующим законодательством, в действительности, эта процедура вызывает определенные трудности, чем существенно замедляет реальные сроки, установленные для приватизации обычного жилья.
Граждане могут столкнуться с отказом в приватизации и предложением либо приобрести комнату по рыночной цене либо вообще освободить ее.
Такие рекомендации не совсем законны и могут быть связаны с отсутствием фактической передачи общежития в собственность муниципалитета. В начале 90-х годов большинство ведомственных жилых зданий передавалось на баланс муниципальных органов, но это участь постигла не всех. Отдельные хозяйства, заявившие о своих способностях содержать эти здания, не стали участвовать в передаче, и самостоятельно занимались их обслуживанием.
Поэтому, не исключено, что именно Ваше общежитие до сих пор числится в собственности какой-либо организации, о чем может свидетельствовать соответствующая выписка из Росреестра. К сожалению, сегодня таких жилых помещений по-прежнему много, и иногда муниципальные власти намеренно затягивают с оформлением договоров социального найма, хоть это и относится к их обязанностям.
Обилие таких причин, равно как и не совсем правомерных обстоятельств, не должно оказывать влияние на реализацию жилищных прав, в том числе, на бесплатную приватизацию жилья. Если Вы считаете, что Ваши права и законные интересы в части данного вопроса нарушаются, то в соответствии с законодательством, Вы можете отстаивать их в суде.
С чего начать: общий порядок действий
Для того чтобы реализовать обозначенное законом право на осуществление бесплатной приватизации жилья, собственник комнаты общежития должен обратиться в уполномоченные органы муниципалитета в целях получения информации о правовом статусе общежития.
Если станет известным, что:
- здание не относится к специализированному жилищному фонду и пребывает в собственности муниципалитета, есть все шансы пройти эту процедуру быстрее. Владельцу комнаты нужно обратиться в районную администрацию, получить выписку о статусе здания из реестра муниципального имущества и заключить договор социального найма. Далее процедура будет проходить в общем порядке, по своей специфике напоминая бесплатное оформление отдельной квартиры в собственность. Если в муниципалитете не располагают информацией, связанной с принадлежностью зданию, следует обратиться в Росреестр, где получить выписку из ЕГРП. В ней и будет, собственно, содержатся ответ, кто является собственником, и на чьем балансе, соответственно, числится здание;
- общежитие состоит в специализированном жилищном фонде, есть вероятность того, что в приватизации жилья может быть отказано. В такой ситуации вопрос решается только через суд.
Какие потребуются документы
В пакет документов, необходимых для успешной приватизации комнаты в общежитии, входит ряд бумаг.
Это:
- документы, удостоверяющие личность всех лиц, зарегистрированных на данной площади, включая детские свидетельства о рождении (до 14 лет);
- договор соцнайма, заключенный с муниципалитетом в отношении приватизируемой комнаты, плюс ордер (в случае утери допускается использовать выписку из распоряжения органа исполнительной власти);
- выписка из домовой книги и лицевого счета;
- кадастровый паспорт помещения;
- документ, свидетельствующий о ранее неиспользованном праве граждан на участие в процедуре, в том числе документ, подтверждающий полномочия выдавшего этот документ органа;
- письменное согласие (отказ) от участия членов семьи, зарегистрированных в комнате общежития, заверенное нотариально;
- доверенность, аналогично удостоверенная в нотариальной конторе, если интересы заявителя представляет иное лицо;
- заявление.
Получение документов, содержащих технические сведения о помещении, проходит в одном из филиалов ФГУП «Ростехинвентаризация».
За остальными справками обращаются в местную администрацию либо жилищно-эксплуатационную компанию, которая обслуживает общежитие.
Если заявителем были представлены все запрашиваемые документы, и они составлены правильно, с ним заключается договор о приватизации в течение одного месяца. С полученным договором он может обратиться в органы Росреестра, где официально зарегистрировать свое право собственности.
Как следует действовать через суд
В случае если в проведении процедуры было отказано, единственный выход – добиться приватизации комнаты в общежитии через суд. В иске, направляемом по местонахождению здания, могут быть заявлены некоторые виды требований.
В иске может быть требование:
- признать право собственности на предполагаемую комнату в общежитии через процесс приватизации;
- обязать муниципальные органы заключить договор относительно передачи комнаты в собственность в порядке приватизации.
Выбор одного из указанных требований зависит от конкретного случая, при котором инициируется процедура приватизации и оснований отказа. Что касается перечня документов, необходимых для представления в суд, то их состав будет аналогичным таковому, запрашиваемому в муниципальных органах.
Если суд удовлетворит требования, судебное решение направляют в муниципалитет, после чего пишут заявление на приватизации.
Администрация будет обязана заключить договор, который Вы после сможете использовать для регистрации права собственности в Росреестре.
Таким образом, реализация прав граждан, связанных с бесплатным приобретением жилья в собственность не должна ставиться в зависимость от того момента, было ли поставлено жилье на учет чиновниками либо это сделать все-таки не удалось. При отсутствии сведений в реестре объектов муниципальной собственности, вопрос с приватизацией жилья подлежит решению в судебном порядке. Практика по подобным делам в судах уже давно сложилась, поэтому проблем возникать не должно.