Оформить права на землю с минимальным пакетом документов дачники могут вплоть до 1 марта 2018 года. Именно такой срок отводится федеральным законом о «дачной амнистии» для оформления в собственность дачного или садового участка вместе с постройками, которые расположены на нем. Однако с 1 января 2017 года упрощенная процедура претерпела некоторые изменения. О том, какие это изменения, и как они отразились на ставшем уже привычным порядке приватизации, рассмотрим подробно в данной статье.
«Дачная амнистия»: подпадает ли Ваша дача под действие закона?
«Дачную амнистию» относят к законодательным льготам, которая позволяет в упрощенном порядке оформить права собственности на дачный, садовый участок с прилегающими постройками.
Принятию соответствующего закона предшествовало значительное количество случаев, когда объект недвижимости по факту принадлежит землепользователю, однако актуальных документов, подтверждающих права собственности, в наличии нет. Обычно таким документом выступает книжка о членстве в садовом товариществе, которая априори не может удостоверять права на землю.
«Амнистия» распространяется на дома этажностью до трех уровней, которые были возведены для одной семьи, гаражи и подсобные помещения — сараи, бани, летние кухни, беседки, прочее. Год построек значения не имеет.
Что касается земельных участков, здесь дело обстоит иначе. Участок должен быть приобретен до 30 октября 2001 года, то есть до введения Земельного кодекса. Допускается отсутствие в документе вида права, которое может трактоваться как «предоставление в частное право» либо «для личного пользования». Участки, которые были выделены после указанной даты, имеют право регистрировать исключительно администрации районов и муниципальных образований.
Если целевым назначением загородной недвижимости является коммерческая деятельность, то оформить землю в собственность по упрощенному порядку нельзя.
Обязательна ли регистрация права собственности на землю и постройки
Прежде всего, следует отметить, что в данном случае закон не обязывает граждан оформлять права собственности в принудительном порядке. Собственник самостоятельно принимает решение, какой объект недвижимости подлежит первоочередной регистрации. Например, Вы можете оформить в собственность только участок либо только жилой дом или гараж, который находится на данном участке. Узакониваться могут и все объекты одновременно.
Загородная недвижимость, полученная некогда по праву пользования, принадлежит Вам лишь по факту.
Без регистрации права собственности возможности осуществления сделок в таком случае не предполагается. Пользователь не может реализовать, подарить, обменять, сдать в аренду такой объект недвижимости.
Тем владельцам, которые уже приватизировали недвижимость, напротив, гораздо проще взаимодействовать не только с коммунальными службами, но и со страховщиками и нотариальными конторами.
Документы для приватизации согласно нововведениям:
- Документ, удостоверяющий личность.
- Нотариально заверенная доверенность – при условии подачи заявления доверенным лицом.
- Правоустанавливающий документ на объект недвижимости.
- Квитанция об уплате государственной пошлины;
- Разрешение на строительство жилого загородного дома – для постановки на кадастровый учет.
- Технический план объекта недвижимости.
Последний документ в приведенном перечне стал обязательным к предъявлению с 1 января 2017 года, когда вступил в силу новый закон под номером 218-ФЗ, регламентирующий проведение государственной регистрации недвижимости. Если раньше зарегистрировать загородную недвижимость можно было по декларации, то теперь придется приглашать кадастрового инженера для осуществления кадастровых работ. Предположительная стоимость работ варьируется в пределах 10 тысяч рублей.
В остальном упрощенная процедура приватизации сохраняется — получать разрешение относительно ввода объекта в эксплуатацию не требуется.
Регистрация прав на земельные участки и вовсе остается без изменений.
Подаем документы
Подача документов на регистрацию прав собственности доступна:
- посредством обращения в многофункциональный центр/кадастровую палату;
- посредством почтовых услуг — заказным письмом с описью вложения по адресу нахождения Кадастровой палаты;
- с помощью предложенного сервиса Росреестра, функционирующего на официальном портале.
Решение относительно поданной заявки, как правило, будет принято в течение двух недель.