Возможность осуществлять перерасчет стоимости коммунальных услуг появилась у потребителей более 10 лет назад, в 2006 году. С тех пор платить за временное отсутствие поставок воды, света и газа можно значительно меньше, а если в квартире нет жильцов — не платить совсем.
В качестве исключения выступает оплата за отопление и услуги управляющей компании.
Основания для перерасчета в сторону уменьшения стоимости
Согласно законодательству, произвести перерасчет возможно в следующих случаях:
- если в квартире в течение определенного периода времени никто не проживает либо проживает меньшее заявленному количество человек. Обязательно требуется наличие подтверждающих документов — командировочные, справка о прохождения лечения в санатории, прочее;
- при получении субсидии на оплату коммунальных услуг;
- если поставщик услуг выполнил свои обязательства не в полном объеме либо ненадлежащего качества.
Возможно ли увеличение стоимости услуг после перерасчета
Как правило, решение об увеличении стоимости предоставляемых потребителю услуг принимается организацией без предварительной подачи соответствующего заявления. Для точного расчета сотрудники управляющей компании используют специальные формулы.
Причинами для подобного инициирования действий становятся факты, свидетельствующие о пользовании услугами в большем объеме, что может быть вызвано неправомерными действиями потребителя.
Таким образом, стоимость поставляемых коммунальных услуг может быть увеличена:
- если вовремя не был сдан на поверку прибор учета холодного или горячего водоснабжения. В таком случае плата может быть начислена согласно количеству жильцов, а не фактическому потреблению;
- если пломбы на установленных в квартире приборах учета были намеренно повреждены;
- если было осуществлено подключение к услугам без получения специального разрешения. В отдельных случаях самоуправные действия влекут за собой наложение штрафа в размере от 10 до 15 тысяч рублей.
Например, если потребитель без получения разрешения осуществил врез в трубу водоснабжения в обход прибора учета, при расчете суммы к оплате будет учитываться сечение/наполняемость трубы в круглосуточном режиме.
Уменьшение стоимости услуг производится по инициативе потребителя. Главные причины — несоответствие объема/качества услуг, оговоренных нормами СанПиНа, Правилами предоставления коммунальных услуг, заключенными договорами между потребителями и поставщиками услуг. Из данных документов следует, что перебои с поставками услуг являются допустимым явлением, если период их отсутствия не превышает установленный показатель. В противном случае потребитель имеет право претендовать на перерасчет.
Перебои, вызванные ситуациями аварийного характера, не могут служить в качестве причины для уменьшения стоимости коммунальных услуг.
Какие коммунальные услуги можно назвать некачественными
Каждый вид услуг предполагает определенные нормы качества:
- Температура поставляемой горячей воды должна равняться 60-70 градусам в дневные часы и не менее 30 градусов после полуночи до 5 утра. Показатели жесткости, цветности, содержания реактивов, которые были использованы при очищении воды на фильтровальных станциях, не должны вызывать претензий у потребителей. Кроме того, давление в системе, т. е. напор воды должен отвечать норме.
- При подаче электричества поставщик услуг должен ориентироваться на установленные нормы относительно силы тока и напряжения. При этом допускаются небольшие отклонения от нормы, перечень которых предусмотрен ГОСТом.
- Показатели поставляемого газа должны отвечать установленным физико-химическим нормам. Давление газа, как правило, варьируется в пределах от 0,0012 Мпа до 0,003 Мпа. Допускается отклонение от нормы не более чем 0,0005 Мпа.
- Тепло, поставляемое в жилые квартиры, должно отвечать определенной температуре, в зависимости от сезона и температуры воздуха на улице. Здесь учитывается не температура воды, которая содержится в источниках тепла — батареях, а комнатная температура воздуха. Если речь идет о спальных комнатах, норма равна 18-20 градусов тепла. Для ванной комнаты этот показатель должен быть несколько выше — уже 25 градусов тепла. На кухне норма тепла обычно составляет 18 градусов.
Потребитель имеет право подать на перерасчет даже при незначительных отклонениях от установленной нормы.
Перерасчет при перебоях с поставками услуг
Основанием для произведения перерасчета и подачи соответствующего заявления можно также считать временные перебои поставок коммунальных услуг.
Существуют определенные нормы для подобных перебоев в поставках услуг:
- Газоснабжение: допускается отсутствие поставок газа не более 4 часов в месяц.
- Электроснабжение: если в распоряжении поставщика услуг находится всего лишь один источник питания, в домах может отсутствовать свет не более 2 часов в день. Если два источника питания — не более одних суток.
- Теплоснабжение: подача тепла может быть приостановлена, если на улице температура воздуха 10 градусов тепла. В таком случае батареи могут быть холодными до 8 часов.
- Водоснабжение: отсутствие холодной воды в квартире не должно превышать более 4 часов в день и 8 часов в месяц. При профилактическом ремонте — это не более двух недель. Для горячей воды норма поставок аналогичная.
Как составить заявление на перерасчет: необходимые документы
Заявление на перерасчет должно содержать следующие пункты:
- шапка. Здесь указывается наименование организации — поставщика услуг, а также сведения о потребителе — ФИО, адрес, контактный телефон, лицевой счет;
- далее следует непосредственно текст заявления, где указывается просьба произвести перерасчет, указываются возможные сроки, приводятся основания;
- подпись/дата. В качестве приложения можно прикрепить документы, подтверждающие Ваши требования. Это могут быть медицинские справки, билеты, командировочные документы, прочее.
Ознакомиться с образцом заявления на перерасчет Вы можете также на нашем сайте.
Если речь идет о некачественных услугах, получение перерасчета возможно при наличии акта. Получить данный документ можно, первоначально направив уведомление в адрес организации — поставщика услуг о несоответствующем качестве предоставляемых услуг. По адресу жалобы для проверки будет направлен сотрудник организации, по результатам которой и будет составлен акт. С полученным документом, заявлением и документом, удостоверяющим личность, Вы можете обратиться за перерасчетом.
Производить перерасчет могут граждане, срок отсутствия которых в квартире составляет более 5 дней. Подать заявление можно до и после отъезда. В первом случае пеня может не начисляться в течение полугода. Затем заявку необходимо продлить.