Рассматриваемая 49-й статья была введена в действие 1 января 2006 года, кроме своей 6-й части, введение которой состоялось на год позже. Ее действие сегодня распространяется не только на госэкспертизу проектной документации, но и на таковую результатов инженерных изысканий.
1-часть статьи устанавливает обязательное проведение госэкспертизы проектной документации объектов капстроительства за исключением случаев, оговариваемых комментируемой статьей.
2-я и 3-я части статьи, напротив, устанавливают случаи, когда проведение госэкспертизы в отношении проектной документации объектов капстроительства не осуществляется, то есть в случаях, когда строительство не предполагает выдачу разрешения.
Это такие случаи, как:
- строительство гаража на земельном участке, выделенном физлицу;
- строительство на земельном участке, отведенном для осуществления дачного хозяйства, садоводства;
- строительство (реконструкция) объектов, которые не относятся к таковым капстроительства (навесы, киоски, прочее);
- строительство на земельном участке сооружений и строений в целях вспомогательного использования;
- изменение объекта капстроительства либо его части, если таковое никоим образом не затрагивает характеристики объекта, его безопасность и надежность, а также не нарушает права других лиц и пределы установленных градостроительным регламентом параметров реконструкции и строительства;
- прочие случаи, не требующие получения разрешения на осуществления строительства.
Части 3.1 и 3.2, внесенные в комментируемую статью в качестве дополнения, предусматривают случаи, когда госэкспертиза относительно инженерных взысканий не осуществляется, и когда результаты последних могут быть направлены на прохождение такой экспертизы.
С 4-й по 7-ю часть комментируемой статьи оговариваются нормы, определяющие тот орган, который будет заниматься проведением госэкспертизы проектной документации, предмет таковой и максимальный срок проведения; случаи, когда проведение других экспертиз, кроме тех, что предусмотрены комментируемой статьей, невозможно.
286-м правительственным постановлением от 16 июня 2004 года было утверждено положение относительно Федерального агентства по строительству и ЖКХ, которому была вменена обязанность организации и проведения госэкспертизы документации (проектной, предпроектной и градостроительной) в установленном порядке.
199-м Федеральным Законом от 31 декабря 2005 года в 4-ю часть комментируемой статьи были внесены поправки и дополнения.
Теперь госэкспертиза проектной документации и результатов инженерных взысканий может осуществляться органами исполнительной власти (федеральным, субъекта РФ), уполномоченными на проведение таковой, либо государственными учреждениями, подведомственными этим органам.
232-м Федеральным Законом от 18 декабря 2006 года 4-я часть была изложена в новой редакции, в комментируемую статью были внесены новые части 4.1 и 4.2. Первой из них устанавливаются полномочия федерального органа исполнительной власти, которому принадлежат функции, связанные с реализацией госполитики, оказанием госуслуг, управлением госимуществом в различных сферах (градостроительства, строительства, промышленности строительных материалов, ЖКХ).
Кроме того, разъясняются полномочия подведомственного этому органу госучреждения.
В частности, полномочия в области госэкспертизы проектной документации объектов:
- реконструкцию (капремонт, строительство) которых планируется осуществлять в исключительной экономической зоне РФ; на территориях субъектов РФ; на континентальном шельфе РФ; во внутренних морских водах, в территориальном море РФ;
- обороны и безопасности;
- иных объектов, информация о которых составляет гостайну;
- культурного наследия федерального значения (имеется в виду капремонт в целях сохранения таких объектов);
- уникальных, технически сложных, особо опасных, указанных в статье 48.1 ГрК РФ;
- результатов инженерных взысканий, осуществляемых в целях подготовки проектной документации рассмотренных выше объектов.
8-я часть устанавливает основания, используемые для отказа в принятии проектной документации на госэкспертизу. В 9-й и 10-й частях комментируемой статьи содержатся положения, касающиеся заключения госэкспертизы и устанавливающие права заказчика (застройщика) обжаловать отрицательное заключение обращением в судебный орган.
В соответствии со 2-й частью 60-й статьи ГрК РФ, если по результатам госэкспертизы было дано положительное заключение проектной документации, после чего был причинен вред здоровью (жизни, имуществу) физ- либо юрлицу, Россия будет нести субсидиарную ответственность за последствия такого вреда.
11-я часть рассматриваемой статьи относит к компетенции правительства РФ порядок организации (проведения) госэкспертизы, установление величины платы за проведение последней.
12-я и 13-я части оговаривают возможность обжалования в судебном порядке решения экспертной комиссии относительно подтверждения (не подтверждения) заключения экспертизы проектной документации (результатов инженерных изысканий).
В настоящее время действует 1008-е правительственное постановление от 27 декабря 2000 года, которым было утверждено положение относительно проведения госэкспертизы и утверждения документации (проектной, предпроектной и градостроительной) в РФ. Этим положением устанавливается, что проектная и градостроительная документация до момента утверждения подлежит госэкспертизе, вне зависимости от формы собственности предприятий (зданий, сооружений) и источников финансирования.
Исключение — документация на объекты, при выполнении строительных работ на которых не затрагиваются их характеристики, обеспечивающие надежность и безопасность, и не требуется разрешения для выполнения этих работ.
До утверждения рассматриваемой документации госэкспертизе подлежит предпроектная документация на те объекты, при строительстве которых полностью либо частично задействуются средства федерального бюджета либо такового бюджетов субъектов РФ, кредитов, предоставляемых под госгарантии, госкредитов, а также на объекты, которые признаны в качестве технически особо сложных, потенциально опасных, вне зависимости от формы собственности и источников финпоступлений.
По тем объектам, для строительства которых задействуются собственные средства заказчика (привлеченные средства, таковые иностранных инвесторов), принятие решения относительно проведения госэкспертизы по предпроектной документации является прерогативой заказчика.
Исключение — потенциально опасные и технически особо сложные объекты.
В рамках проведения госэкспертизы документации (проектной, предпроектной и градостроительной) обеспечивается проверка соответствия таковой исходным сведениям, техусловиям, а также требованиям, связанным с проектированием и строительством объектов, предоставленным органами госнадзора и контроля, в том числе, заинтересованными организациями.
Если указанная документация отвечает исходным данным, дополнительное согласование она не проходит.
На федеральном уровне проведение госэкспертизы обеспечивается:
- экспертным советом, созданным при правительстве РФ;
- главным управлением вневедомственной госэкспертизы при Госкомитете РФ по строительству и ЖКХ, с привлечением федеральных органов исполнительной власти, которые уполномочены на проведение специализированной экспертизы;
- федеральными органами исполнительной власти, которые уполномочены на осуществление ведомственной экспертизы с учетом положений, оговаривающих разграничение функций по госэкспертизе и утверждению документации (предпроектной, проектной) между Госкомом РФ по строительству и ЖКХ и федеральными органами исполнительной власти.
На уровне субъектов РФ проведение госэкспертизы осуществляется организациями вневедомственной госэкспертизы субъектов РФ с привлечением территориальных органов специализированной экспертизы.
Список документов, запрашиваемых для осуществления госэкспертизы, устанавливается нормативно-техническими требованиями.
Во 2-м разделе рассматриваемого Положения устанавливается разграничение полномочий, связанных с проведением госэкспертизы документации (проектной, предпроектной и градостроительной).
Постановлением Госстроя РФ под номером 18-41 был утвержден порядок проведения госэкспертизы проектов строительства и градостроительной документации. В качестве главной проектной стадии, которая подлежит госэкспертизе, было установлено технико-экономическое обоснование строительства — ТЭО, при утверждении которого могут проводиться тендеры и торги, заключаться договора подряда, разрабатываться рабочая документация и открываться финансирование строительства.
В случае наличия сложных природных условий строительства по ТЭО строительства может осуществляться дополнительная детальная подготовка проектных решений, затрагивающий отдельные разделы, сооружения и здания, которые входят в состав объекта.
Для таких случаев установление состава проектно-сметной документации, предоставляемой на экспертизу и утверждение, производится с учетом строительных норм и правил РФ.
Ознакомиться с полным текстом 49-й статьи ГрК РФ в актуальной редакции можно здесь.