Управление сферой жилищно-коммунальных услуг — достаточное сложное мероприятие, особенно, когда речь идет об обеспечении нормальных условий для населения. Обширная законодательная база, которая характерна для данной сферы, претерпевает регулярные изменения, совершенствуется и обновляется.
Сегодня мы поговорим об основном документе, который регулирует взаимоотношения потребителей и коммунальных услуг, – 354-м постановлении и его основных положениях.
Сфера коммунальных услуг: законодательное регулирование
Основополагающим документом, который регулирует взаимоотношения коммунальных служб и потребителей, является правительственное постановление под номером 307, вступившее в силу в 2006 году. Официальное название: «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам». Данный документ неоднократно подвергался изменениям и дополнениям вплоть до 2011 года. В это время появляется очередное постановление правительства под номером 354, согласно которому предыдущий документ утрачивает силу, кроме отдельных его положений. Статьи 15-28 включительно остаются без поправок. В них, в частности, идет речь о поставках и оплате ресурсов, таких как вода, электричество, прочее.
В 2014 году это постановление вновь подвергается значительным изменениям и уже выходит в свет в новой редакции. Здесь регламентируется порядок предоставления потребителям коммунальных услуг. Отредактированное постановление предусматривает утрату силы вышеуказанных положений с начала июля 2016 года.
Изменения, которые коснулись Правил в 2015 году
Прежде всего, изменения законодательства затронули граждан, у которых находится в собственности жилье, где не были установлены специальные общедомовые, а также индивидуальные приборы учета. Согласно новым Правилам, если нет в наличии документального подтверждения относительно невозможности установки приборов учета, оплата за потребляемые ресурсы будет осуществляться иначе. Вынос решения производится на основании документа комиссии, которая принимала участие в изучении данных возможностей.
Речь идет об использовании повышающего коэффициента. В первом полугодии данный показатель был равен 1,1. Во втором полугодии он достиг отметки 1,2. Прогнозируют, что в 2017 году показатель будет равняться уже 1,6. Данный показатель и будет браться за точку отсчета при дальнейших вычислениях.
Кроме того, изменения коснулись организаций, которые поставляют населению воду. Со второго полугодия им вменяется обязанность контролировать параметры предоставляемого ресурса. При выполнении поставленной задачи организациям следует осуществлять отбор проб воды, которые будут исследоваться в лабораторных условиях с занесением результатов в специальный журнал. Получить выписки из такого документа имеют право все заинтересованные лица, а также иные организации.
Об общих положениях Правил
Документ, о котором идет речь в данной статье, является достаточно обширным, поскольку состоит из большого количества важных по значению разделов.
Первый из них предусматривает общие положения.
Несмотря на общий характер повествования, ознакомиться с ним стоит каждому, поскольку в нем раскрывается целевое назначение изложенных правил — регулирование отношений между поставщиками коммунальных услуг и их потребителями.
Здесь подробно излагается порядок расчета/оплаты предоставляемых услуг с учетом показаний приборов и без них, разъясняются часто употребляемые в документе термины, без понимания которых верно истолковать суть правил достаточно сложно. Кроме того, оговаривается порядок оформления договоров на предоставление услуг, их оплата и вероятные изменения, дается подробное описание прав и обязанностей потребителей и поставщиков услуг.
Затрагивает документ и ответственность сторон в случае невыполнения обозначенных договором обязательств.
Потребитель услуг, его права и обязанности
В обязанности потребителя вменяется:
- бережное использование инженерных коммуникаций, предусмотренных в квартире;
- обеспечение своевременного допуска сотрудников коммунальных служб к объектам, в том числе приборам учета, для осуществления проверки и снятия показаний.
Отдельным пунктом оговаривается обязанность потребителя относительно незамедлительного уведомления и допуска профильных служб в случае аварии либо любых неисправностей, связанных с состоянием квартирных или общедомовых коммуникаций. Своевременное осуществление платежей за коммунальные услуги, уведомление об увеличении/уменьшении количества проживающих в квартире жильцов также входят в данный перечень.
Получение предоставляемых услуг соответствующего качества относят к основным правам потребителя.
Последний всегда может рассчитывать на получение разъяснений от коммунальщиков относительно качества и оплаты услуг, а также использования обязательных приборов учета.
Что касается качества поставляемых услуг, то данному аспекту в постановлении посвящен целый раздел, оформленный в виде приложения под номером 1.
Здесь можно ознакомиться:
- с возможными техническими параметрами горячей и холодной воды;
- с допустимыми нормами температуры теплоносителя в отопительной системе;
- с установленными параметрами давления в системе водо- и газоснабжения, отопления;
- с качественными показателями поставляемых энергоресурсов и продолжительностью их подачи.
Поставщик услуг, его права и обязанности
Данному аспекту посвящен четвертый раздел Правил. Рекомендуем ознакомиться с ним наиболее внимательно.
Здесь четко обозначено:
- поставщик услуг должен выполнять свои обязанности в полном объеме и в том качестве, нормы которого установлены законодательством;
- все поступающие претензии, жалобы, требования потребителей должны быть зафиксированы в специальном журнале, после чего приняты меры по их устранению. Письменный отчет о результатах направляется заявителю согласно предусмотренным срокам.
Среди прочих обязанностей прописан также перерасчет по требованию потребителя, заключение договоров с поставщиками энергоносителей, своевременное уведомление о прекращении поставок услуг, прочее.
Безусловным правом коммунальщиков выступает требование оплаты предоставляемых услуг, начисления пени при просрочках платежей.
Порядок расчета и оплаты коммунальных услуг
Расчетный период для осуществления оплаты не должен превышать одного календарного месяца. Размер ежемесячных платежей устанавливается согласно тарифам поставщиков услуг. При этом учитываются местные условия, а также существующие надбавки относительно тарифов, разработанных на государственном уровне. В платежных квитанциях должны быть разграничены услуги, предоставленные для жилья, и на общедомовые нужды. Для расчетов и правил их осуществления отводится отдельный раздел.
Здесь подробно рассматриваются случаи их применения:
- согласно показаниям приборов учета/в случае их отсутствия;
- при условии частичного оснащения жилья счетчиками.
В приложении №2 приведены формулы для произведения расчетов. Кроме того, оговариваются сроки оплаты, которые приходятся на 10 число месяца, который следует за расчетным. При оплате по платежным квитанциям исполнителя — до начала месяца. Другие сроки могут быть установлены исключительно в тех случаях, когда это предусмотрено договором.
Споры между поставщиками и потребителями коммунальных услуг: урегулирование
Зачастую спорные моменты в данном случае возникают:
- из-за некорректного расчета по оплате коммунальных услуг;
- невыполнения прямых обязанностей сотрудников коммунальной сферы либо осуществления их в неполном объеме. Речь идет об устранении причин неполадок в подведомственном хозяйстве.
В соответствии с Правилами, в указанных случаях потребителю следует обратиться напрямую в офис поставщика услуг, где написать соответствующее заявление. Отчет о принятых мерах предоставляется заявителю в письменном виде.
В случае бездействия коммунальных служб потребитель имеет право на обращение с жалобой в общество защиты прав потребителей, прокуратуру, высшую инстанцию.
С полным текстом Постановления Вы можете ознакомиться на нашем сайте.