Электроэнергия в каждом доме и квартире расходуется по-разному. Ведение учета потребления осуществляется с помощью специальных счетчиков, которые периодически требуют поверки. Поверка является обязательной процедурой для контроля корректности работы счетчика и подтверждения пригодности для его дальнейшего использования. Эксплуатация счетчиков, не прошедших поверку, не допускается.
Необходимость поверки приборов учета потребления электроэнергии закреплена в Федеральном Законе №102 «Об обеспечении единства измерений». В этом же документе определен порядок проведения поверки и требования к организациям, имеющим право на ее осуществление. Поскольку электросчетчики являются собственностью их владельцев, именно жильцы отвечают за своевременную поверку приборов, и оплачивают все связанные с ней расходы.
Определение и виды поверок
Поверка определяет величину погрешности измерения приборов учета. Она проводится несколько раз за время эксплуатации электрического счетчика.
Проводится поверка органами метрологической службы либо организациями, имеющими соответствующую аккредитацию.
Различают несколько основных видов поверок электросчетчиков:
- первичная — осуществляется заводом-изготовителем для определения работоспособности прибора учета, соответствия качества измерений с отраженными в паспорте данными; проводится один раз, дата вносится в технический паспорт счетчика;
- периодическая — осуществляется через определенное время хранения или работы прибора учета метрологической службой для определения степени износа счетчика и допустимой погрешности при измерениях;
- внеочередная — осуществляется до наступления времени очередной поверки в случае возникновения сомнений в правильности показаний, утраты паспорта с датой последней поверки либо при ремонте счетчика.
При поверке выполняется сравнение показателей счетчика с показателями эталонного устройства и определяется погрешность. Если она имеет допустимые пределы, счетчик можно продолжать использовать, но если разрешенные пределы превышены, прибор учета придется заменить.
При поверке корпус электросчетчика запечатывается пломбой, на которой указывается срок поверки — именно эта дата и будет служить началом отсчета нового межповерочного периода.
Сроки проведения поверки
Периодичность поверки счетчика указывается в техническом паспорте прибора. Различные модели счетчиков имеют разные сроки, которые зависят от конструктивных особенностей устройств и величины износа.
Большинство используемых счетчиков можно разделить на два вида:
- механические (индукционные);
- электронные.
Первый тип счетчиков устанавливался раньше, и до сегодняшнего дня работает во многих домах и квартирах. Расход электричества считается с помощью вращающегося диска. Второй вариант является более современным: электронные модели счетчиков позволяют более точно вести учет потраченной электроэнергии и использовать сразу несколько тарифов.
Как мы уже отметили, срок поверки указан в документации самих приборов.
Однако есть граничные сроки, которые должны соблюдаться:
- для механических приборов интервал между проведением поверок не должен превышать 8 лет;
- для электрических счетчиков максимальный интервал составляет 16 лет.
Также следует знать, что старые электросчетчики, имеющие класс точности 2,5, поверке не подлежат.
Такие счетчики после завершения межповерочного периода должны быть заменены на новые. Счетчики классов 1,0 и 2,0 после поверки можно использовать при получении соответствующего разрешения.
Где проводится поверка
На сегодняшний день, согласно нормативным документам, поверку счетчика можно выполнить одним из двух способов: в домашнем режиме или в специальной лаборатории. Поверка счетчика в домашнем режиме значительно экономит время на проведение всех перечисленных процедур, но стоит дороже в сравнении со вторым вариантом.
Поверка подразумевает выполнение следующих действий:
- составляется договор о проведении поверки;
- назначается день и время, когда мастер приезжает на дом с набором необходимого оборудования и снимает характеристики прибора учета;
- счетчик пломбируется, а в документы на прибор вносятся результаты проведения поверки.
Во втором случае последовательность действий выглядит следующим образом:
- составляется заявление о необходимости выполнения поверочных работ;
- назначается день и время, когда мастер составляет акты, снимает счетчик и ставит вместо него временный прибор учета;
- электросчетчик отравляется в лабораторию, после чего возвращается с пломбой и записью в техпаспорте о результатах проведения поверки;
- составляется заявление об установке электросчетчика.
В целом стоимость услуг по поверке электросчетчика может составлять до 20% от стоимости самого прибора.
Здравствуйте. У меня два месяца назад забрали счетчик на поверку. Сделали все очень быстро. Но меня смущает один момент. Наблюдаю два месяца за счетчиком. При сравнении количества использованной электроэнергии до поверки и после, наблюдается очень большая разница. Получается, что после поверки счетчик стал накручивать в два раза больше электроэнергии. Может быть, что счетчик специально настроили таким образом, чтобы я оплачивал больше, чем реально использовал?
Здравствуйте, уважаемый Семен. Ситуация, которую Вы описываете, случается очень часто. Но счетчик начинает считать больше электроэнергии не потому, что его накрутили для такой цели, а потому, что он до этого работал неправильно. И Вы оплачивали не полную стоимость электроэнергии, которую использовали. Другими словами, до поверки Ваш счетчик считал в два раза меньше, чем должен был считать. Для того, чтобы наверняка убедится в том, что Ваш счетчик работает исправно, выключите абсолютно все приборы в квартире (в том числе и холодильник). Далее включите, например, три лампочки, каждая мощностью по 100 Ватт, на три часа. Запишите показатель счетчика до эксперимента и после. Разница должна составлять 300*3 часа = 900 Ватт = 0,9 КилоВатт. Данный эксперимент можно произвести с любым прибором, у которого определена точная потребляемая мощность.
У меня в личном кабинете Мосэнергосбыта начало появляется уведомление о том, что закончился межповерочный период. Счетчик был установлен в Январе 2001 года. Значит период поверки 16 лет. С этим понятно. Непонятно то, что никаких письменных уведомлений я не получала. Ведь не все пользуются личным кабинетом и далеко не все читают эти уведомления, которые больше напоминают навязчивую рекламу. Счетчик установлен в запертом!!! шкафу на площадке. Получается, что я являюсь владельцем счетчика, но не имею к нему доступа и не могу заказать поверку в независимой аккредитованной организации? Почему так?
Здравствуйте, уважаемая Алла Андреевна. Да, действительно, владельцем счетчика электроэнергии являетесь именно Вы. Но доступ к счетчику Вы можете получить. Для этого Вам необходимо написать письменное заявление в управляющую организацию с просьбой организации доступа для замены или поверки счетчика. Отказать Вам не имеют права.
Добрый день, уважаемые консультанты. Перед Новым годом мой современный цифровой счетчик электроэнергии изымался на поверку. Прошло несколько месяцев и у меня требуют, чтобы я его еще раз отдала на поверку. Насколько это законно и для чего необходимо так часто делать эту поверку. Прошло несколько месяцев, а не 16 лет. Куда можно жаловаться на такие действия? Большое спасибо за консультацию.
Добрый день, уважаемая Анастасия Николаевна. К сожалению, Вы не можете пожаловаться. Даже самый современный счетчик могут в любой момент потребовать отдать на поверку в связи с внеочередной проверкой. Подобные внеочередные поверки делаются в тех случаях, когда есть подозрения о неправильной работе счетчика или хищения электроэнергии. Если Вы ничем подобным не занимались, то Вас не нужно волноваться. Отдайте счетчик на внеочередную поверку и ждите его возврата.