Установка приборов учета потребления воды является обязательной процедурой для всех собственников жилья. И хотя законодательством не предусмотрены штрафы за отсутствие счетчиков, установка приборов учета стимулируется повышенными коэффициентами на оплату услуг водоснабжения: либо жители устанавливают счетчики, либо платят больше.
Приобретение приборов учета потребления воды осуществляется за счет средств самих жильцов. Кроме того, на их плечи ложатся расходы по обслуживанию и поверке счетчиков, которая по законодательству должна проводиться регулярно.
Сроки поверки приборов учета потребления воды
До 2016 года граждан обязывали проводить поверку счетчиков горячего водоснабжения каждые четыре года, холодного водоснабжения — каждые шесть лет. Разница между сроками обусловлена тем, что механизмы в системе горячей воды изнашиваются быстрее. Эти сроки были установлены для всех счетчиков, независимо от их марки, модели и страны-изготовителя.
В 2016 году были приняты изменения, согласно которым поверку счетчиков стало разрешено проводить не по установленным интервалам, а по срокам, указанным в техдокументации самих приборов учета потребления воды.
Такое решение было принято в связи с тем, что все приборы, устанавливающиеся для учета потребления воды, имеют гарантию, которая в отдельных случаях превышает указанные в законодательстве нормативные сроки поверки и может достигать 15 лет.
Новые приборы измерения приобретаются вместе с сертификатом, свидетельствующим о проведении поверки. После этого снимать показания счетчиков возможно в течение времени, указанного в паспорте. Показания, снятые после истечения этого срока, без проведения новой поверки считаются неверными.
При этом следует учитывать важный момент: отсчет срока поверки прибора учета начинается не с момента его установки, а со дня выпуска и оформления сертификата.
Эту особенность следует учитывать при покупке счетчика, чтобы не столкнуться с необходимостью проведения поверки через год-два его эксплуатации.
Если вовремя не выполнить поверку
Все управляющие компании и жилищно-коммунальные службы располагают информационными базами, по которым отслеживаются интервалы проведения поверок счетчиков.
Некоторые организации напоминают жильцам о необходимости проведения поверки, а некоторые просто начисляют платежи по другой схеме: если срок поверки подошел, но она не была выполнена, жителям придется платить за услуги холодного и горячего водоснабжения согласно утвержденным тарифам (нормативам). В этом случае количество потребляемой воды будет рассчитываться исходя из нормы потребления, установленной на одного человека, проживающего в квартире, либо по общедомовым счетчикам. После выполнения поверки счетчиков жители снова смогут оплачивать услуги водоснабжения по показаниям прибора учета.
Во время поверки проверяется наличие нарушений эксплуатации прибора. В частности, проверяется повреждение пломб, а также магнитные ленты, которые могут использоваться для остановки или замедления работы прибора.
Нарушение правил эксплуатации грозит административной ответственностью, а вот за нарушение сроков поверки наказания не предусмотрены, это личное дело самих жильцов.
Порядок проведения поверки приборов учета
Если подходит срок поверки, следует знать о порядке ее проведения. Желательно побеспокоиться о выполнении необходимых мероприятий заранее, за 1-1,5 месяца до окончания срока, тогда не возникнет никаких разногласий с обслуживающей организацией.
Потребуется выполнение следующих действий:
- выбор подрядной организации и заключение с ней соответствующего договора;
- выполнение поверки на месте (при наличии у подрядчиков необходимого оборудование) либо снятие прибора и выполнение поверки в специальной лаборатории;
- установка прибора (в случае снятия для проведения поверки) и проверка корректности его работы;
- выдача акта выполненных работ, сертификата о проведении поверки, а также копий разрешительных документов организации, которая производила работы;
- вызов специалистов обслуживающей организации (управляющей компании) для проведения опломбировки счетчика и занесения сведений о поверке в информационную базу.
После этого, в соответствии с законодательством, управляющая компания или обслуживающая организация имеет право производить периодический контроль работы водяных счетчиков для выявления возможных нарушений и проверки сохранности пломб.
Что еще следует знать
Проведение поверки имеет ряд важных моментов.
Нюансы, которые следует учитывать владельцам приборов учета потребления воды:
- счетчик может работать в течение 6-20 лет, поэтому не следует поддаваться на уговоры подрядной организации о замене прибора учета при его исправности, это может выйти значительно дороже;
- при проведении поверки на дому оборудование крепится к счетчику и крану, при этом пропускается порядка 250 литров воды, оплачивать которые придется потребителю (по законодательству расход воды предусмотрен только на гидравлические испытания при установке новых счетчиков);
- при проведении поверки в лаборатории на смену демонтированному счетчику должен быть временно установлен другой прибор, сведения о котором также должны быть переданы управляющей компании или обслуживающей организации.
В некоторых случаях поверку можно провести бесплатно. Ряд организаций берут на себя обязательства при продаже счетчиков обслуживать их бесплатно в течение всего срока эксплуатации. Также бесплатную поверку иногда могут проводить управляющие компании для обеспечения комфорта жильцов. В других ситуациях граждане сами оплачивают все необходимые расходы.