Согласно российскому законодательству, собственники квартир в многоквартирных домах имеют право самостоятельно определять, как им управлять своим жилым фондом. Одним из самых распространенных способов управления является создание ТСЖ (товарищества собственников жилья). ТСЖ — это полноценное юридическое лицо, имеющее банковские реквизиты и самостоятельно решающее все вопросы, связанные с содержанием жилого дома и придомовой территории в надлежащем порядке. Для выполнения некоторых видов работ ТСЖ может привлекать сторонние организации.
Владельцы всех помещений в одном многоквартирном доме имеют возможность создать только одно ТСЖ, причем количество человек, создавших товарищество, должно быть не меньше 50% от всех собственников квартир. Для того, чтобы деятельность ТСЖ была законной, создание товарищества требует соблюдения ряда обязательных процедур в установленном законом порядке. Всю процедуру — от принятия решения о создании ТСЖ до ее завершения и получения всех необходимых документов можно разделить на несколько ключевых шагов. Рассмотрим последовательность и суть каждого из них.
Шаг 1. Организация инициативной группы
Создание ТСЖ всегда начинается с организации инициативной группы из числа собственников и жильцов квартир. Именно этой группе предстоит заниматься вопросами создания товарищества.
Инициативная группа может быть сформирована без проведения собрания.
В состав инициативной группы, как правило, входят самые активные жильцы. В идеале они должны пользоваться доверием у большинства жильцов и иметь различные специальности: к примеру, очень пригодится юридическое и экономическое образование, а также наличие управленческого опыта. Инициативная группа изучает законодательную базу о создании ТСЖ, готовит формы уведомлений, бланков, бюллетеней, протоколов и других документов, которые понадобятся на следующих этапах.
Шаг 2. Проведение общего собрания
После создания инициативной группы принимается решение о проведении общего собрания жильцов дома для рассмотрения вопроса учреждения ТСЖ. Определяется наиболее удобное время, составляются письменные уведомления и организовывается извещение всех проживающих в многоквартирном доме. Все это выполняется за десять дней до назначенной даты.
Непосредственно на собрании принимается решение об учреждении ТСЖ — для этого требуется большинство голосов собственников жилья, собранных в письменной форме. При принятии положительного решения об учреждении ТСЖ избирается его правление и председатель.
В порядке создания ТСЖ говорится о том, что для участия в проведении голосования владельцы жилья должны иметь при себе копии паспортов и документы, подтверждающие право собственности на квартиру.
Кроме очной формы, провести собрание можно заочно. Для этого собственники жилья в индивидуальном порядке заполняют бланки и передают их членам инициативной группы, которые подсчитывают голоса и оповещают всех о результатах голосования. Если на собрании не набирается достаточного количества голосов, повторную встречу можно проводить только спустя месяц.
Шаг 3. Утверждение устава
Если решение об учреждении ТСЖ принято, собственники жилья пишут заявления о вступлении в созданное товарищество.
Это важный момент, закрепленный в ЖК РФ. Параллельно готовится устав, который выносится на рассмотрение общего собрания членов ТСЖ. Для утверждения устава также требуется большинство голосов (вместо собрания участники инициативной группы могут посетить квартиры жильцов, раздать им бланки и проинструктировав относительно заполнения).
В уставе должны быть отражены основные положения, исходя из которых будет осуществляться управление жилым домом. В документе закрепляются права и обязанности членов ТСЖ, количество членов правления и ревизионной комиссии, методы взаимодействия и многое другое. Поскольку документ имеет юридическую силу, он в обязательном порядке заверяется у нотариуса.
Шаг 4. Регистрация ТСЖ и решение организационных вопросов
Копии протокола собрания, на котором было принято решение об учреждении товарищества, заверяются нотариально и передаются в налоговый орган для выполнения регистрационных действий. При этом полномочия лица, осуществляющего регистрацию организации, должны быть отражены в данном протоколе. Кроме протокола, при подаче документов уполномоченному лицу понадобится паспорт, заявление, копия устава и квитанция об оплате госпошлины — порядка 4 тысяч рублей.
Регистрирующий орган выполняет проверку документов, которая занимает порядка семи дней. После регистрации товарищества открывается банковский счет, затем данные о создании ТСЖ передаются балансодержателю жилого дома (в местную администрацию).
Передача многоквартирного дома в управление ТСЖ осуществляется при участии местной власти.
Здание переводится на баланс ТСЖ согласно акту приема-передачи, к которому прилагается техническая документация на дом. При этом никаких изменений в правах собственности и в документах жильцов не происходит. После завершения передачи дома в управление отправляются уведомления в органы и комитеты, занимающиеся управлением городским хозяйством.
Шаг 6. Завершающий этап
Далее по мере необходимости проводятся собрания членов ТСЖ, на которых принимаются решения о заключении договоров с другими организациями (поставщиками коммунальных услуг), решаются финансовые вопросы. Если некоторые жильцы отказались вступать в ТСЖ, но они пользуются общими услугами, с ними заключаются отдельные соглашения.
Кроме того, по решению членов ТСЖ дом можно передать на обслуживание управляющей компании, выбор которой жильцы также осуществляют на общем собрании. Жильцы решают, какие задания и виды работ будет выполнять эта организация. Права и обязанности ТСЖ и управляющей организации закрепляются в соответствующем договоре.
Контролем расходования средств обычно занимается ревизионная комиссия ТСЖ. Кроме того, все жильцы могут следить за этим, запрашивая документы, которые подтверждают выполнение тех или иных работ. Членам правления созданного товарищества нужно быть готовыми к тому, что именно к ним будут обращаться с жалобами и просьбами другие жильцы. Находить решения следует совместно, вежливо и грамотно — только в этом случае управление домом будет осуществляться эффективно.
Добрый день всем читателям моего вопроса. Вопрос тем, кто создавал ТСЖ. Прошу поделиться информацией о том, насколько вы довольны своим ТСЖ. Какие подводные камни могут быть на этапе формирования и во время существования? Все ли изменилось в вашем доме в лучшую сторону после создания ТСЖ? Просто раздумываю над тем, чтобы заняться созданием ТСЖ. Но еще до конца так и не поняла всех плюсов. В теории, все очень красиво выглядит. Но интересует практическая сторона данного вопроса. Всем спасибо за внимание.
Добрый день, уважаемая Ольга Николаевна. Предполагаю, что ответы на Ваш вопрос будут самыми разными. Ведь создание ТСЖ — это как лотерея. Результат деятельности ТСЖ напрямую зависит от председателя. Если выберете толкового человека, который действительно будет работать на благо дома, то будете иметь соответствующий результат. В противном случае — сами понимаете. Но я буду с нетерпением следить за комментариями к Вашему вопросу. Мне тоже очень интересно, что думают о своем ТСЖ большинство собственников.
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, после создания ТСЖ необходимо будет нанимать слесаря, электрика, сантехника и прочих специалистов в штат? Им надо будет регулярно платить зарплату? Ведь работы будет очень мало, даже при условии, что дом большой и имеет большое количество квартир. Всем надо будет платить зарплату за то, что они будут протирать штаны, а только 1-2 раза в месяц будут заниматься делом?
Здравствуйте, уважаемая Евгения. Нет, Вы неправильно понимаете. Нет никакой необходимости брать в штат специалистов всех специальностей. Это будет не выгодно, так как работы на один дом будет очень мало. Большинство ТСЖ просто заключают договора со специализированными организациями, которые занимаются оказанием подобных услуг. В таком случае оплата будет производиться только за совершение той или иной услуги.
Добрый день, уважаемые юристы. Мы осенью с большим трудом создали ТСЖ. Основную часть работ передали управляющей компании. На данный момент, мы посчитали, что услуги, которые оказывает управляющая компания, обходятся жильцам практически в два раза дороже, чем это можно делать с помощью наемных работников. Можем ли мы забрать некоторые полномочия в управляющей компании?
Добрый день, уважаемая Юлия Федоровна. Да, конечно, Вы можете не только передавать полномочия управляющей компании, но и забирать их обратно. Если стоимость услуг, которые предоставляет УК, является для Вас высокой, и Вы хотите ее удешевить, то Вы можете осуществлять данные услуги с помощью наемных работников. Для этого Вам необходимо провести общее собрание. Вам понадобится поддержка поле половины жильцов.