После завершения строительства либо капитального ремонта объекта владельцы недвижимости созывают специальную комиссию, которая проверят качество выполненных работ и их соответствие требованиям законодательства. По итогам данной проверки составляется соответствующий документ — акт ввода объекта в эксплуатацию.
Акт свидетельствует об успешном прохождении проверки и о готовности объекта к дальнейшему использованию. При этом следует знать, что составление акта — всего один из нескольких этапов ввода строительного объекта в эксплуатацию.
Сначала производится приемка объекта заказчиком, затем комиссия проверяет объект и выдает свои заключения, отражающиеся в акте.
И только после этого оформляется техдокументация, инвентаризация и регистрация прав собственности на объект.
Составление акта — это не просто требование законодательства:
- эксплуатация строительных объектов, которые не были обследованы комиссией и, соответственно, не введены в эксплуатацию согласно действующим правилам и нормам, запрещается и наказывается по УК РФ, поскольку может нести угрозу для жизни и здоровья сотрудников и посетителей;
- отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию не позволит законно выполнить его постановку на учет.
Общие требования
Сама процедура получения акта включает:
- написание заявления;
- подготовку необходимой документации;
- обращение в местную администрацию;
- проведение комиссионного осмотра объекта;
- составление акта.
Как правило, акт составляется в двух идентичных экземплярах и подписывается обеими сторонами — представителями заказчика и исполнителя. Если объект завершенного строительства подлежит продаже, составляется три копии документа: первая остается у собственника здания, вторая — у продавца, а третья передается в государственные органы (Росимущество).
Если здание вводится в эксплуатацию после смены владельца, подписи на документе ставят обе стороны (бывший и действующий собственник).
К акту ввода в эксплуатацию прикладывается техдокументация: акт о техническом состоянии здания, план строения, выписка из техпаспорта и иные документы, подтверждающие факт соответствия объекта требованиям законодательства.
Форма документа и особенности заполнения
Законодательство не обязывает составлять акт ввода здания в эксплуатацию по какой-либо унифицированной форме.
Это значительно упрощает процесс его заполнения. За основу можно брать любой образец схожих документов, скачать бланк можно по этой ссылке. В правой верхней части документа ставится подпись лица, ответственного за составление документа. Далее в таблице указываются сведения об объекте и выполненных по нему работах.
При составлении акта необходимо обратить внимание на следующие нюансы:
- в акте следует правильно указывать полные реквизиты всех участвующих сторон;
- вместе с названием организации необходимо указывать ее ОКПО;
- в случае, если в строительных работах принимали участие субподрядные организации, в акте следует указать их перечень, юридические адреса, и виды работ, которые были выполнены каждой из них (если субподрядчики не привлекались, в соответствующей строке ставится прочерк);
- в случае, если к акту прилагаются дополнительные документы, необходимо отразить их перечень и номера;
- в конце документа содержится перечень и подписи сотрудников, участвующих в комиссионном обследовании объекта, и данные о разрешении на ввод.
Таким образом, в составлении акта нет ничего сложного. Самое главное — правильно выполнить все необходимые строительные работы и соблюсти процедуру сдачи здания в эксплуатацию.
Что делать, если в подписании акта отказывают
Перед тем как подписать акт, комиссия тщательно обследует возведенный объект. Это связано с тем, что от соблюдения всех требований и норм при строительстве зависит безопасное использование здания в дальнейшем, а значит — жизнь и здоровье людей.
При комиссионном обследовании объектов мелочей не бывает, в связи с чем у проверяющих часто возникает множество вопросов относительно тех или иных недоработок. Часть недочетов зачастую можно исправить практически сразу, но отдельные замечания могут быть достаточно серьезными и приводить к признанию объекта недостроенным.
Если такое происходит, застройщикам приходится затрачивать дополнительное время и средства для устранения выявленных проблем. В некоторых случаях объекты вообще приходится замораживать.
В том случае, если застройщик считает претензии проверяющих необоснованными, он может попробовать оспорить их в судебном порядке. Но перед этим все-таки необходимо тщательно изучить отчет сотрудника, который не поставил свою подпись под актом — госорганы не вправе выдавать отказы без весомых причин.
Таким образом, все проблемы при вводе зданий в эксплуатацию являются решаемыми, главное: знать свои права и уметь их отстаивать.