На главную / Правовой ликбез / Образец и правила составления акта, подтверждающего ввод в эксплуатацию объекта капстроительства

Образец и правила составления акта, подтверждающего ввод в эксплуатацию объекта капстроительства

После завершения строительства либо капитального ремонта объекта владельцы недвижимости созывают специальную комиссию, которая проверят качество выполненных работ и их соответствие требованиям законодательства. По итогам данной проверки составляется соответствующий документ — акт ввода объекта в эксплуатацию.

Акт свидетельствует об успешном прохождении проверки и о готовности объекта к дальнейшему использованию. При этом следует знать, что составление акта — всего один из нескольких этапов ввода строительного объекта в эксплуатацию.

Сначала производится приемка объекта заказчиком, затем комиссия проверяет объект и выдает свои заключения, отражающиеся в акте.

И только после этого оформляется техдокументация, инвентаризация и регистрация прав собственности на объект.

Составление акта — это не просто требование законодательства:

  • эксплуатация строительных объектов, которые не были обследованы комиссией и, соответственно, не введены в эксплуатацию согласно действующим правилам и нормам, запрещается и наказывается по УК РФ, поскольку может нести угрозу для жизни и здоровья сотрудников и посетителей;
  • отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию не позволит законно выполнить его постановку на учет.

Общие требования

Сама процедура получения акта включает:

  • написание заявления;
  • подготовку необходимой документации;
  • обращение в местную администрацию;
  • проведение комиссионного осмотра объекта;
  • составление акта.

Как правило, акт составляется в двух идентичных экземплярах и подписывается обеими сторонами — представителями заказчика и исполнителя. Если объект завершенного строительства подлежит продаже, составляется три копии документа: первая остается у собственника здания, вторая — у продавца, а третья передается в государственные органы (Росимущество).

Если здание вводится в эксплуатацию после смены владельца, подписи на документе ставят обе стороны (бывший и действующий собственник).

К акту ввода в эксплуатацию прикладывается техдокументация: акт о техническом состоянии здания, план строения, выписка из техпаспорта и иные документы, подтверждающие факт соответствия объекта требованиям законодательства.

Форма документа и особенности заполнения

Законодательство не обязывает составлять акт ввода здания в эксплуатацию по какой-либо унифицированной форме.

Это значительно упрощает процесс его заполнения. За основу можно брать любой образец схожих документов, скачать бланк можно по этой ссылке. В правой верхней части документа ставится подпись лица, ответственного за составление документа. Далее в таблице указываются сведения об объекте и выполненных по нему работах.

При составлении акта необходимо обратить внимание на следующие нюансы:

  • в акте следует правильно указывать полные реквизиты всех участвующих сторон;
  • вместе с названием организации необходимо указывать ее ОКПО;
  • в случае, если в строительных работах принимали участие субподрядные организации, в акте следует указать их перечень, юридические адреса, и виды работ, которые были выполнены каждой из них (если субподрядчики не привлекались, в соответствующей строке ставится прочерк);
  • в случае, если к акту прилагаются дополнительные документы, необходимо отразить их перечень и номера;
  • в конце документа содержится перечень и подписи сотрудников, участвующих в комиссионном обследовании объекта, и данные о разрешении на ввод.

Таким образом, в составлении акта нет ничего сложного. Самое главное — правильно выполнить все необходимые строительные работы и соблюсти процедуру сдачи здания в эксплуатацию.

Что делать, если в подписании акта отказывают

Перед тем как подписать акт, комиссия тщательно обследует возведенный объект. Это связано с тем, что от соблюдения всех требований и норм при строительстве зависит безопасное использование здания в дальнейшем, а значит — жизнь и здоровье людей.

При комиссионном обследовании объектов мелочей не бывает, в связи с чем у проверяющих часто возникает множество вопросов относительно тех или иных недоработок. Часть недочетов зачастую можно исправить практически сразу, но отдельные замечания могут быть достаточно серьезными и приводить к признанию объекта недостроенным.

Если такое происходит, застройщикам приходится затрачивать дополнительное время и средства для устранения выявленных проблем. В некоторых случаях объекты вообще приходится замораживать.

В том случае, если застройщик считает претензии проверяющих необоснованными, он может попробовать оспорить их в судебном порядке. Но перед этим все-таки необходимо тщательно изучить отчет сотрудника, который не поставил свою подпись под актом — госорганы не вправе выдавать отказы без весомых причин.

Таким образом, все проблемы при вводе зданий в эксплуатацию являются решаемыми, главное: знать свои права и уметь их отстаивать.