Паспорт безопасности представляет собой информационно-справочный документ, отражающий степень антитеррористической защищенности объекта массового пребывания людей. В нем содержится официальный перечень мероприятий, необходимых для предупреждения террористических актов в местах массового нахождения людей. Документ является обязательным для объектов, где может одновременно расположиться от 50 человек.
Составлением паспорта безопасности занимается специальная межведомственная комиссия, сформированная из представителей различных служб. В случае возникновения любых изменений, связанных как с самим учреждением, так и близлежащими объектами, они должны быть зафиксированы в паспорте безопасности.
Предназначение документа
Паспорт безопасности относят к документам, которые содержат служебную информацию, предназначенную для ограниченного распространения. Часто имеет соответствующую отметку — «Для служебного пользования», если документу не был присвоен гриф секретности.
Этот документ позволяет дать оценку степени защищенности конкретного объекта в случае возникновения угрозы террористического акта и установить наиболее незастрахованные элементы.
Здесь подробно представлено описание здания (строения, сооружения) плюс возможные сценарии развития кризисной ситуации и варианты защиты.
Несмотря на высокую степень важности рассматриваемого документа, отдельные учреждения подходят к процедуре его оформления слишком формально, разрабатывая его только на случая проверки государственных органов. Такой подход является неприемлемым, поскольку может поставить под угрозу работу различных служб (МВД, МЧС, ФСБ) при наступлении кризисной ситуации.
Поэтому все сведения, которые содержатся в паспорте безопасности, должны быть актуальными и подлежать внесению корректировок при любых изменениях. Например, в документе был обозначен вход через подвальное помещение, которое расположено в 100 метрах от здания, вмещающего 50 человек. Однако о возведенной стене в подвале в паспорте не говорится ни слова. Поэтому в момент наступления ЧП работники МЧС не смогли сразу проникнуть в здание, что поставило под угрозу жизни и здоровье людей, находящихся в здании.
Паспорт безопасности обязателен для всех крупных объектов, оказывающих услуги в различных сферах, и объектов инфраструктуры, посещаемых населением.
Порядок составления
Создание паспорта безопасности — прерогатива межведомственной комиссии, в состав которой входят представители таких служб, как МВД, МЧС, ФСБ, Росгвардии плюс учредители и руководитель того учреждения, для которого составляется документ.
Среди обязанностей такой комиссии выделяют:
- проведение проверки учреждения на степень защищенности от возможных терактов, результаты которой должны быть отражены в акте с присвоением определенной категории организации;
- разработка положений рекомендательного характера по обеспечению защиты.
В течение месяца после проверки на объект должен быть составлен паспорт безопасности. Для того чтобы уложиться в установленные сроки, руководителю учреждения целесообразно подготовить проект этого документа и представить его комиссии для изучения и доработки. Готовый документ с необходимыми поправками издают в 6 экземплярах для последующего согласования с территориальными органами МЧС, МВД, ФСБ и Росгвардии и утверждения главой муниципального образования. На согласование (утверждение) отводится период длительностью от 1 месяца до 40 дней.
Необходимость подготовки большого количества экземпляров обусловлена тем, что паспорт безопасности должен находиться на хранении не только в самом учреждении, но и во всех органах, с которыми он был согласован.
Поэтому изготавливается на один экземпляр документа больше, чем того требуют согласования. Общий период хранения паспорта безопасности в учреждении — три года.
Форма и содержание
Форма паспорта безопасности была утверждена 272-м правительственным Постановлением.
Форма включает в себя сведения, связанные с:
- самим учреждением, его наименованием, местом расположения, общей площадью, категорией, прочее;
- описанием местности в районе нахождения объекта и близ расположенных объектов;
- наличием и расположением транспортных путей;
- наличием организаций, обслуживающих учреждение;
- наличием участков и помещением, представляющих потенциальную угрозу;
- устройством систем жизнеобеспечения, наличием средств и возможностей, необходимых для задействования в случае теракта.
Кроме этого, в паспорте безопасности отражаются те возможные угрозы, которых следует опасаться больше всего. Это может быть хищение ценного имущества, поджог, взрыв, прочее. Делается это для того, чтобы дать правильную оценку последствиям террористических и других противоправных действий.
Такая оценка ставится с учетом типа ЧС (локальной, муниципальной, региональной, прочее).
Также принимаются во внимание следующие критерии:
- охват объектов (учреждение, поселение, город, регион либо более одного региона);
- количество пострадавших человек;
- возможный материальный ущерб.
К паспорту безопасности прилагают список документов, который включает в себя схемы расположения коммуникационных сооружений, структурных элементов, планировку этажей плюс алгоритм действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Сюда же можно отнести и другие документы, такие как памятки для сотрудников учреждения и посетителей, различные инструкции, фотографии объекта и рекомендации, связанные с обеспечением безопасности.
Обновление и сроки
Обновление паспорта безопасности должно происходить каждые три года.
Однако в законодательстве обозначены также несколько случаев, когда актуализация сведений должна осуществляться раньше установленного срока.
Это может быть связано:
- c изменением основного назначения организации, ее значимости;
- изменениями, коснувшимися общей площади объекта и расширением его границ;
- появлением новых террористических угроз, которые могут отразиться на организации;
- изменением обстановки вокруг здания, в том числе, сносом либо постройкой объектов, ограждений, прочее;
Решение относительно необходимости внесения поправок в документ принимается межведомственной комиссией. А вот инициатором внесения поправок может выступить любой член комиссии, включая руководителя организации. При принятии рассматриваемого решения заново проводится обследование здания и согласование с профильными структурами.
Ответственность при отсутствии паспорта безопасности
При отсутствии паспорта безопасности, окончании срока его действия либо фиксации изменений это может отразиться на снижении уровня антитеррористической защиты. Кроме того, это говорит о невыполнении руководителем организации обязанностей, установленных действующим законодательством.
За невыполнение требований, связанных с предупреждением и ликвидацией ЧП, предусматриваются штрафные санкции: до 200 тысяч рублей — для юрлиц, до 20 тысяч рублей — для должностных лиц.
Здравствуйте. Помогите разобраться. Если у нас на определенном объекте не пребывает одновременно 50 и более человек, но такая возможность существует, то нам тоже необходимо делать паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей на этот объект? Ведь существует очень большое количество объектов, где возможность пребывания 50 человек существует, но фактически, такое никогда не происходит.
Здравствуйте, Олег. Да, если существует вероятность пребывания на объекте 50 или более человек единовременно, то на данный объект необходимо делать данный документ. Прочтите первый абзац данной статьи. Там есть следующее предложение: «Документ является обязательным для объектов, где может одновременно расположиться от 50 человек». Ключевым словом в данном случае является слово «может».
Добрый день, уважаемые юристы. Помогите разобраться новичку со всеми этими паспортами. Если у нас имеется паспорт антитеррористической защищенности, то необходимо делать еще и паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей? Это разные документы? Поискала на форумах, так вроде это один и тот же документ под разными названиями. Большое спасибо за ответ.
Добрый день, уважаемая Ирина Николаевна. Если у Вас имеется паспорт антитеррористической защищенности, то нет необходимости делать еще паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей. Это один и тот же документ.
Мед.колледж имеет филиал в др.городе. Филиал утвержден решением Минздрава. Помещения для филиала арендуются в городской больнице по договору, который заключен сроком до года и ежегодно пролонгируется. Больница имеет согласованный и утвержденный паспорт безопасности. Нужно ли иметь еще один паспорт безопасности арендатору.
Добрый день, уважаемые специалисты по вопросам недвижимости. Подскажите, пожалуйста, необходимо ли нам обновлять паспорт безопасности, если мы выкупили часть соседнего предприятия. Предыдущее обновление паспорта безопасности было всего пять месяцев назад.
Добрый день, уважаемая Ирина Сергеевна. Да, в Вашем случае, если Вы расширили свою территорию, выкупив часть соседнего предприятия, Вам необходимо обновить паспорт безопасности объекта.
здравствуйте, у образовательного учреждения имеется филиал в другом населенном пункте на который требуется составить паспорт безопасности. этот филиал размещается в арендуемом помещении, который имеет свой паспорт безопасности и акт обследования и категорирования объекта. можно ли нам составить паспорт безопасности по их акту обследования или требуется свой акт обследования на арендуемое помещение?