На всех этапах проведения земельной реформы важнейшее внимание уделялось (и продолжает уделяться) вопросам установления прав собственности на земельные участки, для урегулирования которых был принят ряд специальных законодательных актов и правительственных постановлений. Суть принятых документов сводилась к определению порядка разграничения неприватизированных земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности.
При определении принадлежности земель к тому или иному виду учитываются характеристики территорий, их назначение, экономическая целесообразность разграничения. Возникновение права собственности на участки у РФ и ее субъектов, а также у муниципальных образований организовывается в момент государственной регистрации права собственности на конкретные земли.
По сути, все перечисленные категории земель принадлежат государству, разница между ними заключается лишь в том, что управление территориями осуществляется различными государственными органами и структурами. Подобное разграничение обеспечивает распределение земель таким образом, чтобы каждый уровень власти эффективно выполнял закрепленные за ним полномочия, в том числе, распоряжался закрепленными участками, устанавливал уровень арендной платы за использование земель и выполнял другие юридические действия.
При этом запрещено передавать в частную собственность земли, на которых расположены объекты культурно-исторического наследия, земли заповедников, ботанических садов, национальных парков, а также приграничных и некоторых других зон.
Земельные участки федеральной собственности
Основным видом земель являются земли федеральной собственности.
К данной категории относятся следующие территории:
- участки, признанные таковыми согласно принятым законам;
- участки, право собственности на которые было определено при разграничении государственной собственности на земли;
- участки, приобретенные на основаниях действующего законодательства.
К федеральной собственности безоговорочно относятся земли особо охраняемых территорий федерального значения, лесного фонда, земли водного фонда, на которых расположены объекты федерального значения, земли сельскохозяйственного назначения, а также территории, используемые для нужд обороны и безопасности, и другие. Кроме того, к федеральной собственности могут относиться земельные участки, которые не были переданы частным лицам или организациям до разграничения государственной собственности на землю. Также для федеральных нужд при необходимости могут быть изъяты другие земельные участки.
Управление землями, находящимися в федеральной собственности, осуществляется уполномоченными органами государственной власти.
До соответствующего разграничения распоряжаться такими участками могут местные органы власти, если иное не предусмотрено законодательством.
Собственность субъектов РФ
В собственности субъектов РФ находятся следующие земельные участки:
- территории, на которых расположены здания и сооружения, находящиеся в собственности субъектов РФ;
- территории, которые были предоставлены органам государственной власти субъектов РФ, а также государственным, казенным предприятиям, некоммерческим организациям, образованным органами власти субъектов РФ;
- территории, на которых расположено приватизированное имущество, до приватизации находившееся в собственности субъектов РФ;
- другие территории, предусмотренные законодательными актами.
Кроме того, к собственности субъектов РФ могут принадлежать земли, отнесенные к особо охраняемым территориям регионального значения, земли лесного фонда, территории фонда распределения земель. Также к ним могут относиться земли водного фонда, на которых расположены водные объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ.
Управление землями, находящимися в собственности субъектов РФ, как и в случае с землями федеральной собственности, осуществляется уполномоченными органами государственной власти в пределах их компетенции.
Земельные участки муниципальной собственности
Муниципальная земельная собственность имеет более ограниченное назначение по сравнению с предыдущими видами.
К данному виду собственности могут относиться следующие земли:
- территории, на которых расположены объекты муниципальной собственности (больницы, детские сады, местные администрации и т. д.);
- территории, необходимые для осуществления обслуживания населения, находящегося в пределах определенного района (улицы, дороги, скверы, парки и т. д.).
Кроме того, в муниципальную собственность часто передаются территории, на которых расположены объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения.
Как правило, в муниципальной собственности находятся территории, расположенные в пределах городов, сел, поселков, а также за их чертой.
В муниципальную собственность могут приниматься бесхозные участки, от которых отказались их собственники. Основным назначением данных земель является удовлетворение потребностей местного населения — выполнение благоустройства, обслуживание жилого фонда. Управление такими землями осуществляется местными органами власти на основании действующих законов, утвержденных нормативно-правовых актов, территориального планирования и зонирования земель. При этом обязательно учитывается целевое назначение участков согласно градостроительной документации.